Menu
Грачева Александра
Статьи

Йога

Йога - это наука, целью которой является познание себя и познание высшей реальности посредством работы с умом (сознанием) и телом.

Слово "йога" образовано от санскритского корня "юдж", означающего "связывать", "соединять", "скреплять", "сцеплять".

Оно также означает союз или общность. Единение Брахмана и Атмана, то есть источника всего сущего или некоего истинного уровня реальности с его проявлением в каждом из человеческих существ, единение Шивы (сознания) и Шакти (энергии), единение ума и тела.

Йога - одна из шести ортодоксальных систем индийской философии. Она была верифицирована, скоординирована и систематизирована мудрецом Патанджали в его классическом труде "ЙОГА СУТРЫ", состоящем из 185 сжатых афоризмов.

Патанджали характеризует Йогу во втором афоризме первой главы своих Йога Сутр словами:

"читта вритти ниродха"

что можно перевести как "сдерживание (ниродха) колебаний (вритти) ума (читта)",

либо как "подавление (ниродха) флуктуаций (вритти) сознания (читта)".

Йога - это метод успокоения мятущегося ума и направления энергии в конструктивные каналы. Ум, когда находится под контролем, аккумулирует покой и порождает обильную энергию для духовного роста человека.

Йога - это система методов и практик работы с телом и сознанием.

Йогой называют также мудрость в работе или умение жить в трудах, гармонии и умеренности.

В Катха Упанишаде Йога описывается так:

"Когда чувства утихомирены, когда ум в покое, когда интеллект не колеблется, тогда, как говорят мудрецы, достигнута высшая ступень. Этот постоянный контроль над чувствами и умом называют йогой. Достигнувший его освобождается от заблуждений".

Кульминация йоги - это освобождение от оков тела.

СТУПЕНИ ЙОГИ

Автор Йога Сутр (ученые относят этот текст ко 2-3 векам нашей эры) - индийский мудрец Патанджали описывает восемь составных частей йоги.

  1. Яма (общие нравственные требования);
  2. Нияма (самоочищение посредством дисциплины);
  3. Асана (поза);
  4. Пранаяма (контроль дыхания);
  5. Пратьяхара (отвлечение и освобождение ума от власти чувств и внешних объектов);
  6. Дхарана (концентрация);
  7. Дхьяна (медитация);
  8. Самадхи (состояние сверхсознания, наступающее в результате углубленной медитации, когда индивидуальный адепт (садхака) сливается с объектом медитации - Параматмой или Вселенским Духом).

Рассмотрим их подробнее:

Яма - это этические предписания, хотя в более глубоком понимании их скорее можно трактовать не как какие-то религиозные догмы, а как практику самоконтроля по отношению к своему функционированию в социуме. Включает: отказ от насилия, честность, воздержание от ненужных трат энергии (в том числе и сексуальной энергии) и непривязанность к материальным вещам.

Нияма - следующая группа предписаний: внешняя и внутренняя чистота тела, удовлетворённость тем что имеешь, настойчивость в практике, изучение священных текстов или самообучение, непривязанность к плодам своей деятельности и посвящение результата действий Ишваре (Высшей реальности или Богу).

Асана - поза, должна обладать устойчивостью и удобством. Это достигается расслаблением и сосредоточением на Бесконечном. Практика асан минимизирует влияние любых негативных факторов на тело. Асаны бывают "тренировочные" - для очищения и укрепления энергетических центров и каналов "тонкого" тела (посредством очищения, укрепления и гармонизации физического тела), и "медитативные" - это падмасана ("поза лотоса") с вариантами. Патанджали описывает только несколько последних, предназначенных для сидячей медитации, а разнообразные "йогические навороты" описаны в других классических текстах, например в "Гхеранда Самхите".

Пранаяма - практики осознанного регулирования дыхания, с целью контроля и гармонизации течения тонкой энергии - "праны", что в свою очередь помогает овладеть своим сознанием и расширить границы восприятия реальности.

Пратьяхара - полное стягивание внимания "во внутрь". Как черепаха втягивает под панцирь свои лапы, йогин при необходимости втягивает чувства восприятия внешних объектов и сосредотачивается на внутреннем.

Дхарана - сосредоточение, концентрация на объекте или процессе практики.

Дхьяна - "углубление" концентрации и формирование непрерывного потока между воспринимающим и объектом сосредоточения.

Самадхи - "вовлечение" в объект (в данном случае - высшую реальность, изначальное состояние ума, Божество) и полное погружение в него, состояние единства с ним. На русский можно перевести как "самостность", "свершение", "завершение".